Поход чайников. Часть 2.

Февраль 16, 2013 в Приказано выжить

Внимание. Рекомендую сначала прочитать вступление первой части. coleman-tent

Часть вторая

Дорога к перевалочной базе

Итак, мы собрали вещи, упаковали их в два рюкзака, сели на велосипеды и отправились в гости к нашему другу Николаю. Я уже читал, что для перевозки грузов на велосипеде нужен багажник и велобаул. Багажник на Ардисы ставят по умолчанию, но вот баул ради одной ночи покупать я смысла не видел. Не вижу его и до сих пор :) С 75-литровым рюкзаком весом 13-14 кг ехать на моём тогдашнем убитом велосипеде (21 кг стали с жёсткой вилкой. только хардкор.) оказалось всё равно лучше, чем идти пешком. Конечно, в длительный поход так не поедешь: давление на седло больше на немаленький вес рюкзака, значительно быстрее устаёт спина и руки. Но как для короткой вылазки с кучей вещей — отличный вариант! Думаю, что километров 20-25 так осилить сможет даже совсем плохонький велосипедист. Сначала, первые 5-10 минут, привыкал к смещённому вверх центру тяжести и довил в себе желание резко поворачивать и тормозить. Потом поехал плавно, достаточно быстро и с удовольствием. Можно даже прыгать на бровки. Единственное что мне действительно мешало — это пара карематов по бокам рюкзака, перекрывающие обзор назад. По дороге таким образом ехать и вовсе опасно (это потом мне объяснили знающие люди, что только чайники лепят пенку снаружи, а правильные путешественники её пихают хитрым способом внутрь рюкзака). Леонид вёз рюкзак схожего веса, но меньшего размера (там просто было больше воды, мяса и железа, чем у меня), так что он тоже катался без проблем. Всего за этот поход в одну сторону мы одолели с грузом 9 километров по городу и около километра по лесу, назад — тот же километр леса и 11 км города.

Транспортировка в лес

Возле дома Николая мы наконец собрались все вчетвером. Выяснилось, что Николай имеет маленький рюкзак, куда его спальник не помещается, но мы его, тем не менее, общими усилиями туда затолкали. Дмитрий же принёс вещи в пакетах, а вместо спальника — толстое, но лёгкое флисовое одеяло. Заглянув в магазин с пищей, мы добрали недостающее, и… вызвали такси :) Дело в том, что мы заранее знали: Дмитрий будет не на велосипеде, он это увлечение не разделяет, и договорились, что его с вещами мы посадим на машину, а сами втроём налегке быстро поедем следом. Пока наш товарищ будет выгружать вещи из машины, расплачиваться с водителем и созерцать опушку, мы как раз должны были успеть подъехать. Благодаря мобильной связи, я чётко направлял нашего друга, а он, в свою очередь — водителя. Всё прошло по плану, да и ехать там было, в общем-то, недалеко. В лесу же мы закидали вещами багажники велосипедов, пакеты повесили на рули и покатили ставшие тележками байки по тропинке. Получилось так, что самый огромный рюкзак был у меня, так что пакетов я не брал, и на своём велосипеде даже успел поездить по лесу. Надо сказать, что по мягкому грунту, и тем более песку, ехать с рюкзаком значительно сложнее, чем по асфальту (ну а кто бы сомневался) но — возможно; я не считаю себя хорошим спортсменом, так что уверен, что такое катание под силу большинству. Не более, чем через 40 минут мы уже добрались в район, который был запланирован для стоянки.

Поиск места для лагеря

Нам нужно было поставить две палатки, и иметь вокруг достаточно места для удобного сидения, установки печки и свободы перемещений. Уютные полянки, имеющие связь с широкими тропинками в этом лесу, мне не нравились своей доступностью. И мы полезли в самую гущу. С велосипедами и грузом это было не так уж легко — благо хоть лес в основном хвойный и подлеска практически нет. Потратив минут 15-20, я отыскал понравившееся мне место, и мы свалили свои мешки на землю, после чего я решил осмотреть местность вокруг, и на пару с Николаем мы двинулись на разведку. Описав достаточно широкий круг, мы вдруг заметили вот такое сооружение:

scr2 scr1

К сожалению, у нас с собой не было фотоаппарата, и сейчас я могу только вставить скриншоты из не очень качественной видеосьёмки :( Это была постройка из камуфляжного полотна и металлической строительной сетки. Стенки были натянуты между тремя деревьями, в плане конструкция выглядела как прямоугольный треугольник с катетами 5х3м. Наличествовала дверь, из той же сетки и полотна, прикрученная толстой стальной проволокой. Внутри, насколько удалось заглянуть, была грубая хижина из брёвен, подобие очага из кирпичей, грязная посуда, лежанка из тряпья и прочие приметы сурового лесного быта. Из уважения к неведомым строителям мы не стали вламываться внутрь, лишь оттянув полотно для осмотра постройки, после чего засняли её кругом и убрались оттуда. Ночевать рядом с хижиной друзья напрочь отказались, хотя я их и уговаривал :) Меня пугали бомжами, лесником и наркоманами (я, кстати, склонялся к наркоманам: уж больно удобное место вдуть пятку или принять глючное). Я довил на всех авторитетом и уверял что никто сюда ночью не придёт, постройка старая и заброшенная, и всё будет ок, но в результате шумных дебатов мы опять навьючили на себя багаж и отправились искать другое место. Подходящим местом оказалось небольшой ровный, полностью свободный от кустарника клочок земли, закрытый сверху кронами деревьев. Рядом с одной стороны имелась куча бурелома, а с другой проходил мощный земляной вал, очевидно, искусственного происхождения. Так же, как и в прошлый раз, обойдя кругом это место мы не увидели ничего подозрительного, а кроме того, убедились, что уже в 20-30 метрах из-за растительности наш лагерь не будет виден. Наконец все четверо сошлись в желании ночевать именно здесь, и мы принялись за обустройство стоянки. Для установки палаток мы расстелили на земле малярную плёнку, а потом тщательно прощупали поверхность в поисках торчащих острых предметов, которые могли повредить дно палатки. Таковых не нашлось, и оба тряпичных домика вскорости были установлены и нафаршированы спальными принадлежностями.

Наступление темноты и добывание огня

Мы выехали из моего дома в 14.00, а закончили установку палаток около 19.00. Постепенно сгущалась темнота — из-за деревьев в лесу темнеет раньше, только над головой было видать клочки светлого неба. Наступила пора заготовить дров, после чего развести огонь и сварить горячую пищу. Я попросил друзей собрать веток и шишек на дрова, чтобы хватило поддерживать маленький огонёк длительное время, а сам приступил к разведению огня в самодельной печке. Навалив в топку угольных брикетов, я обильно залил их разжигателем, подождал полминуты и поджёг. Для гарантии я подбросил ещё пару таблеток сухого горючего. Каким-то чудом эта закладка разгорелась! Я (теперь, ага) знаю, что 80% всего, связанного с огнём, делал неправильно. Поэтому и описываю, чтобы люди не повторяли моих ошибок. Короче говоря, я привык разжигать мангал именно таким образом, и раньше всё срабатывало. Но в узкой и высокой топке печи с маленьким поддувом снизу спирт прогорел хорошо, более-менее по-человечески отработало и сухое горючее, а вот брикеты набирать жар никак не желали. Я добавлял разжигателя, ворошил кучу, жёг сверху бумажку и мелкие веточки, и наконец, минут за 30, мне удалось устроить некое подобие правильного горения. Дмитрий, глядя на всё это, ещё тогда завёл было разговор «говно твоя печка, Гаврик, её неплохо было бы выбросить», после чего добавил «надо всю ночь нормальный костёр палить, а то гадюки наползут». И продолжил ломать толстые ветки валёжника о ближайшее дерево с залихватским хаканием. Остальные двое участников с интересом наблюдали за нашими действиями. В конце концов, протопив немного своё железное чудовище, я уверился в том, что процесс идёт стабильно и жара хватает. Мы поставили кипятиться воду в четырёхлитровой кастрюле, и тут закономерно оказалось, что кастрюля диаметром 25 см перекрывает воздух квадратной печке стороной в 15 см. Сопровождалось это дымовой атакой: из-за густоты растительности и нависавших крон деревьев дыму в ту ночь у нас вообще было предостаточно. Кастрюлю пришлось поставить на печку немного косо, так чтобы было место для выхлопа, и тогда система вновь заработала. Через 10-15 минут вода начала подавать признаки кипения, а ещё через 15 минут я уже раздавал соратникам макароны и мясо, после чего водрузил на печку котелок для чая. Здесь печка снова показала свой характер, а я — невежество в истопничестве. Топливо практически закончилось, и я щедро подсыпал брикетов, шишек и мелких веток. После чего пламя пропало, а железная дева выдала нам вторую дымовую атаку. С этого момента развлечением вечера для меня стал повторный запуск реакции горения :)

burn

Дмитрий, раскладывая минут через сорок костёр, добавил: «Гаврик, отнеси её бомжам. Там одно говно. Почему ты никогда не хочешь, чтобы всё было нормально…»

За ужином, а также нашей весёлой вознёй (я — с печкой, Дмитрий — с сырыми дровами) незаметно пролетело 2 или 3 часа, темнота сделалась плотной, а потом мы как-то вдруг отметили, что наступила полная тишина. От ближайшего шоссе нас отделяло минимум 800 метров по прямой через лес, и, прислушавшись, я окончательно уверился в том, что мы здесь одни.

Ночь

Часов до трёх мы катались на велосипедах по ночным лесным тропинкам без фонариков, отпугивали шуршавших по кустам ежей криками, жгли костёр, слушали коррозию металла на мобильнике, и болтали. Некоторые товарищи также употребляли алкоголь :) В принципе, ничего такого, о чём интересно было бы рассказать.

Когда пришла пора ложиться спать, оказалось, что строительный утеплитель в один слой тонковат для ночёвки на земле: холодно. Поэтому Николай подстелил под себя оба слоя, залез в свой чудовищный спальник и заснул в моей палатке, Дмитрий же поддерживал огонь, выпивал, слушал коррозию металла и пугал ежей ещё несколько часов, после чего по внутреннему компасу отправился за пивом, когда уже светало. Я же пошёл спать на каремате и его одеяле в палатку к Леониду. Вообще так получилось, что в этой моей однослойной палатке я сам так ни разу за все наши следующие вылазки и не поспал, а потом купил себе уже более достойное убежище…

Утро

Утро для нас началось часов в шесть или около того, когда орущие птицы окончательно разбудили меня. В печке, как ни странно, тлели ещё живые угли. Товарищи спали, Дмитрий в эти минуты шёл назад сквозь чащу с пивом. Я досыпал оставшегося топлива в печку, которая, на удивление, не стала на этот раз капризничать, и смог нагреть воды для чая. Когда напиток был готов, из палаток появились две измятые физиономии моих друзей, а из чащи — третья. Выпив чаю и позавтракав тем, что оставалось (а осталось у нас немало: еды мы с собой перебрали), мы немного прогулялись по лесу, а после разобрали палатки, затолкали все вещи назад в котомки, погрузили всё на велосипеды и отправились к трассе. Дмитрий шёл настолько быстро, что мы втроем смогли нормально медленно ехать на велосипедах; огромный кулёк мусора гордо покачивался спереди на велосипеде Николая, ведь своего мусора в лесу мы оставлять категорически не намеревались.

Обратная дорога

Всю обратную дорогу от леса до моего дома мы с Леонидом проделали на велосипедах. Конечно, сказывался недосып и общая усталость, на этот раз вес рюкзака мне ощутимо мешал, но, тем не менее, мы благополучно добрались ко мне, после чего Леонид налегке отправился домой (ехать ему оставалось совсем немного), а я с наслаждением отмылся от грязи и копоти и лёг спать.

Общие впечатления

Несколько дней спустя мы обсуждали опыт, который каждый из нас вынес из этого эксперимента. Двое моих друзей умудрились подцепить клещей, несмотря на репеллент. Николай уверенно заявил, что в походы он больше не ходок :) Тем не менее, никто не простудился во время сна на земле (чего поначалу все опасались), и, как по мне, мы отлично провели время. Мне же самому определённо всё понравилось и я уверился в том, что желаю повторить. В то лето мы выбирались в ПВД ещё раз, на этот раз в другой район, без велосипедов и с длинным пешим переходом, но эта история уже не содержит интересного опыта: всё просто прошло как и было задумано.

Подводя итог, могу сказать — отваживайтесь :) оно того стоит.