Школа выживания «Полесье». Часть 3 — Там же.

Ноябрь 30, 2013 в Приказано выжить

О первом дне и ночи — здесь.

Убежища выживальщиков в ночи весело светились…

RLPM_night

(здесь и далее не только мои фотки, спасибо Вадиму и Дмитрию (те, что получше —  те их, гыгы))

Утро #2

Оно началось для меня часов в 8. Последние заготовленные с вечера дрова легли в огонь ещё часа два назад, было уже светло и довольно холодно, но проснулся я вовремя — Вадик где-то достал кучу толстых веток и как раз подкладывал их в почти погасший костёр.

В лесу было тихо. Наверное, птицы свалили уже в тёплые страны, потому что я никого не слышал, кроме начавших шарудеть просыпающихся выживальщиков. Вчера мы пришли на место лагеря уже в сумерках, а ночью мир сжался до размеров светового пятна от костра, поэтому окружающий вид я смог оценить только когда уже совсем рассвело.

RLPM2-1

Другие выжившие тоже постепенно приходили в себя

RLPM_22 RLPM_23

Часть народу, как видим, хитро спала в спальниках :) Но, согласно опросу, никто за ночь особо не мёрз и всем понравилось. Так что миссию по постройке убежища и ночёвке в лесу без палаток можно было считать успешно выполненной, оставалось теперь вернуться на базу для следующего брифинга.

Пока группа собирала пожитки, я решил поробовать себя в лесоповале. Нашёл небольшую сухостойную сосну, уже с отломанной верхушкой, и… свалил. А чо.

Mezhyrichchya (03) Mezhyrichchya (04) Mezhyrichchya (06)

после чего бревно мы бросили в костёр, а потом, по зрелом размышлении, вытащили назад: костёр-то пора было уже гасить, скоро ведь уходим. Пользуясь тем, что вокруг всё было ещё мокрым после вчерашних дождей, мы просто разбросали головни и угли по возможно большей площади.

RLPM_g

К тому времени все уже собрали вещи, и мы пошли назад. От нашей стоянки до села и правда пришлось идти всего километр-полтора по дороге.

Позавтракав макаронами с рыбой и салатом, что случилось около 11 утра, мы стали готовиться к занятию по добыче и фильтрации воды. Как раз в это время на улице снова хлынул дождь, так что ещё около часа мы провели на базе. Я, используя время максимально эффективно, тупо лежал и смотрел на белёной стене хаты фильм «Счастливые люди» по проектору. Было здорово :) Но приехали мы вроде как не в кино, и, как только дождь чуть поутих, выживальщики двинулись на Бондаревское болото распивать чаи.

День #2

Выходя из села, ВНЕЗАПНО на границе леса мы столкнулись с тремя огромными лосями, которые быстро, но не суетливо, пробежали мимо по направлению к селу. К счастью, совсем несфотографированными животные не остались (хотя я, например, и думать забыл про камеру, восторженно пялясь на огромных серых зверей).

velo_1385331888

Плохая фотка лучше никакой :) Добавлю комментариев. Здесь виден только последний лось, он же самый мелкий из трёх. По виду они мне напомнили больше собак, чем оленей — все были без рогов (ну так, махонькие выросты), видимо, молодые ещё. Морды смешно вытянуты вперёд, а не вниз, как у лошадей например. Двигаются быстро и плавно (наверное поэтому и вспомнил о собаках, лошади больше трясутся во время бега).

Зачем пошли в деревню? Соли попросить, наверное. Предыдущим днём в лесу мы как раз видели пустую солонку для лосей и кабанов, ну, видать, и решили звери одолжить щепотку-другую. Так и вижу картину: просыпаюсь я после сильного пьянства в деревенской хате, а в окно смотрит лось. Я ему «што надо, скотина?», а он такой «да вот соли нету, мужик, поделись, а?» и здесь я навсегда отказываюсь от водки.

Отвлёкся. В общем, после лосей группа куда как оживилась, я даже проснулся окончательно, и путь до болота мы одолели быстро. Местечко на краю Бондаревского болота весьма благоустроено, и имеет мост,

velo_1385331899

макет бобровой хатки в натуральную величину,

RLPM_bobr

Туалет (!) и благоустроенную площадку для посиделок

Resize of IMG_4633 Resize of IMG_4634

и даже языческое капище для охотников, с взаправдашними деревянными идолами:

RLPM_idol

Евросоюз, чо там.

По пути мы лично познакомились со сфагнумом, который, кроме того, что на нём растёт клюква, ещё и является хорошим антисептиком, перевязочным материалом и источником чистой воды.

Здесь же, на краю трясины, нам и дали задание: развести костёр подручными материалами (т.е. без всяких там разжигателей, сухого спирта, бензина и прочего), добыть воду, отфильтровать/вскипятить и употребить. И закипела работа.

Resize of IMG_4626

beresta

Итак, выживальщики скопом набросились на берёзу, добывая бересту на растопку. Я, разумеется, тоже присоединился и надрал себе приличный пучок белой мягкой коры. Она действительно очень похожа на бумагу :) Белая, тоненькая (ну, внутренний слой, разумеется), мягкая, и достаточно сухая даже после сильного дождя. Загорается и горит превосходно, но, как и бумага, — очень быстро :( Памятуя утренний опыт, я свалил маленькую сосну, и, раскроив её топором, долго-долго пытался выкроить нужные мне сухие внутренние части и разжечь их. Устойчивый огонь получился где-то с третьей попытки, а в общем разведение костра (до формирования нормального размера кучи раскалённых углей костёр не считается готовым, так написано в книжках) у меня заняло не менее 40 минут (!)…

Resize of IMG_4641

… а впрочем, развлекался я не в одиночестве.

Resize of IMG_4656   Resize of SAM_0924

Но в среднем не более чем за час у всех получилось соорудить более-менее подходящий костёр для того, чтобы прокипятить на нём кислую чёрную болотную воду (в моей порции, как я ни старался набирать её максимально аккуратно, суетливо плавали какие-то жуки, видимые невооружённым глазом, и я боюсь представить, сколько ещё там я не увидел). Свою воду я кипятил с хвоей:

RLPM_bl Resize of SAM_0932

Кто-то с ягелем (помните, он дезинфицирует?)

Resize of SAM_0931 Resize of SAM_0930

А кто-то — и не кипятил, а просто хорошо, до прозрачности, отфильтровал через песок и уголь из костра. Пить такую некипячёную воду в общем-то нельзя, опасно, но попробовать — можно. Так что я пробовал.

Фильтрованная вода оказалась прозрачной и чистой, как нормальная вода, без особого запаха, но немного кисловатая.

Мой чорный навар из жуков и хвои тоже был не слишком отвратителен на вкус, я ожидал что буду пить горькую смолу, но нет, вполне себе мерзко-тёплая вода, только чуть-чуть горьковатая, и цвета жуткого. Впрочем, чёрный цвет давал возможность не видеть варёных жуков, что я счёл скорее плюсом, нежели минусом…

Вода же с ягелем имела ярко выраженный специфический привкус ягеля и чуть уловимую схожесть с киселём. Полезный лишайник, как нам рассказал инструктор, в кипятке разваривается, и если его натолкать туда действительно много, так и выходит, как кисель. Получается не просто вода, а даже как бы немножко еда. Вкус специфический (мне трудно его сравнить с чем-то, ну, может быть, попробуйте тщательно отварить толстый гофрокартон, капнув туда йода и лимонной кислоты, а также чуть-чуть соды, соли и жменю сорной травы с любого газона), но, после вдумчивой дегустации, не противный.

Воду же те, кто собирался кипятить, черпали прямо из болота, а те, кто фильтровал — рыли в песке микроколодец (я уже дважды развлекался так, в ПДН и на Киевском море, оба раза действительно получая неплохо отфильтрованную, по сравнению с базовым водоёмом, воду), добывали первично очищенную воду оттуда, а далее фильтровали её с помощью песка и угля. Песок фильтрует чисто механически, в то время как мелко наколотый уголь из костра вроде бы немного отчищает и химически, впитывая особо упоротые вещества.

Долго ли, коротко ли, а разведение костра, добыча воды, кипячение/фильтрование и дегустация заняли не меньше трёх часов, и, ввиду того что скоро стемнеет, а группа уже порядком вымоталась, занятие по ориентированию (то, где я боялся потеряться) было отменено, и нас попросту хорошо накормили супом из мяса и сала, а также печёной картошкой.

Resize of SAM_0933

Вечер #2

Всё хорошее имеет свойство заканчиваться. Здорово, когда хорошее кончается тогда, когда ты уже от него начал уставать. В наступающей темноте мы вернулись на базу, послушали о мегаполезной программе SAS-Планета (до сих пор не дошли руки скачать, а вот кадастровой картой уже пользовался в удовольствие), а также про сам РЛП «Межреченский» и его весёлых друзей Гончаровский артполигон (это тот, с которого стреляли по Броварам), городок Десну и прочие достопримечательности. В ожидании маршрутки досмотрели почти до конца «Счастливых людей» (дома я уже основательно впитал все четыре фильма — просто бомба!), после чего загрузились и через два часа были на метро Лесная.

Немалая часть выживальщиков с топорами и пилами поехали дальше, на Евромайдан…

Ночь #2

А я с немыслимым блаженством добрался до дома и поспал на кровати. Збс. Для меня немалая часть удовольствия от любой экспедиции — это заново наслаждаться сраной цивилизацией и обществом потребления ;)