Школа выживания «Полесье». Часть 2 — Там.

Ноябрь 27, 2013 в Приказано выжить

…предисловие тут

Следы зайца и молодого лося практически не отличаются размером. Молодило — вкусняшка. Чай из болота немного кисловат на вкус. Палатка не нужна. Подробностей? ;)…

Утро

Сбор был назначен на 7.45, ну и, разумеется, я приехал вовремя. Как обычно, многие люди считают нормальным опоздать на час (!) а другие люди — их при этом дожидаться. Интересно, наверное эти товарищи никогда не ездят на поездах и прочем транспорте, который ходит какбэ по расписанию и на который опаздывать… нельзя. А ещё шёл мелкий дождь, так что ожидание было довольно приятным и весёлым. На самом деле, встав в 6 утра в субботу, я ненавидел всё вокруг, так что, скорее всего, отнёсся к ситуации с излишним раздражением. Или всё-таки мне следует просто приходить всегда на полчаса позже указанного времени сбора, потому что такая тенденция, в общем-то, наблюдается в совершенно разных компаниях… Но, как показывает практика, обычно всё, что начинает меня бесить, потом как-то благополучно заканчивается, поэтому я таки молча постоял час под дождём, надеясь на улучшение ситуации.

В 9 утра мы в составе 13 человек (о, дивное начало!) загрузились в маршрутку, и к 11 были в селе Отрохи, где располагалась наша база. Оказалось, что весь экстрим будет происходить на территории регионального ландшафтного парка «Межреченский«, а руководить нами будет работник этого парка Андрей, опытный охотник и лесник. База же наша представляла собой нечто вроде казармы для охотников: просторная сельская хата с оборудованными многочисленными лежанками:

(здесь и далее не только мои фотки, спасибо Вадиму и Дмитрию (те, что получше —  те их, гыгы))

RLPM1  RLPM_l

Во дворе — обычные для украинской деревни вещи, как-то:

- хозяйственные построечки

RLPM2_1  RLPM2

- указатели на ближайшие (?) населённые (?) пункты

RLPM4  RLMP3

- баннер против маленьких ГЭС

RLPM5

- лосиный (?) череп

RLPM6

…и другие не менее нужные вещи. Поскольку все прошлые дни периодически шёл дождь, да и в день нашего приезда понемногу моросило, в лесу было крайне мокро, поэтому наш командир произвёл ревизию обуви выживальщиков. У кого обувь оказалась не слишком подходящей, могли воспользоваться бахилами от ОЗК:

RLPM7

Я на свои ботинки понадеялся как на надёжные (забегая вперёд: фигня, нормально для таких походов подходят резиновые сапоги и только), а низ джинсов с помощью скотча и мусорных пакетов превратил в подобие бахилов, чтобы не мочить о траву:

RLPM8

Далее был не очень плотный завтрак («На выживание надо идти с чувством лёгкого голода!»), после чего мы прослушали короткий инструктаж на тему зачем мы вообще приехали и что нас ожидает.

RLPM9

Воодушевлённая перспективой, стройными рядами группа выживающих потянулась в близлежащий лес.

RLPM10 RLPMls

День

Лес в Межречье — это вам не Красный хутор, как оказалось. Тут всё серьёзно. Мхи, лишайники, живность всякая. Вдоль и поперёк тянутся свиные тропинки, под кустиком то лёжка косули

RLPM11

то чьи-то какашки

RLMP17

Из-за дождя всё вокруг сырое, но ещё сравнительно не холодно, и вовсю прут грибы.

RLPM_shrooms

Съедобных из них не так много, как хотелось бы, однако за целый деть выживальщики, кто понаблюдательнее, насобирали добрую половину большого котелка. Инструктор проверял каждый гриб на предмет его принадлежности к съедобным, на всякий случай :)

Лес в этой части РЛП «Межреченский» достаточно активно эксплуатируется, т.е. его рубят и заново высаживают новые сосенки

RLPM_s  RLMP_pines

Сосновые почки, как оказалось, можно есть, в них ещё мало смолы и на вкус они не слишком отвратительны (а в малых количествах даже прикольно, вкусно как орбит хвоя). Нередко встречался орешник-лещина, правда, орехов в это время на ней уже нет, всё давно сожрано или упрятано местными мелкими живтоне. Норы мышей (правда, без мышей и без запасов, видимо, старые) местами чуть ли не каждые 20-30 метров.

На склоне же очередного холмика было обнаружено молодило:

RLPM_mol

оно же заячья капуста. Ну чо, на вкус и правда как капуста; пожалуй, самое вкусное из всех диких растений, что я жрал за этот день

RLMP13

Это растение частенько высаживают на могилах как декоративное. Так что если речь идёт о спасении жизни — загляните на кладбище ;) Помниться, я читал про молодило вот ещё какую штуку: будучи оторванной от земли, розетка растения, как её не брось, всё равно постепенно перевернётся мордой вверх. Так-то.

Кстати, а с какой стороны обрастает мхами и лишайниками дерево? Вспомнили-ка смутные школьные знания. Так вот вам задачка: это дерево стоит на вершине маленького холма, впереди один его склон (покрыт белым лишайником), дерево, как видите, покрыто лишайником с другой стороны. Где сраный север? 0_0

RLPM14

Отгадка: верить можно только дереву, на земле лишайник почему-то любит больше южный склон. Так-то. Купи себе gps наконец и перестань морочить голову…

В лесу ходить здорово: воздух приятный, красиво. Большинство посадок в той области, где мы ходили, сравнительно молодые, растут одни сосны без подлеска, так что видно далеко и хорошо, но вертеть башкой некогда. Нельзя наступать на упавшие брёвна: во влажную погоду (да и в относительно сухую тоже нередко) они чертовски скользкие, никакая подошва не держится. То же касается и крупных сучьев, которые сложнее заметить, когда они чуток притрушены хвоей. Так что под ноги приходится глядеть всё время, здесь вам не городской асфальт.

На песчаных просеках хорошо видны следы лесовозов и нив/уазиков, а также периодически встречаются и следы местных жителей. Оказывается, след зайца чертовски схож со следом крупной собаки (как на небрежских песках, ей-богу), такие же подушечки и когти. Не хотел бы загнать такого зайку в угол — думается, он способен качественно отхуярить… Тем более что след молодого лося по размеру лишь чуть-чуть больше заячьего.

RLPM21

По пути мы посетили также реперный знак высоты 125,6 (так она обозначена на генштабовской километровке, ищите чуть ниже справа села Отрохи) — ранее здесь была пирамида из металла, но в период становления независимости Украины пирамиду спиздили, остался бетон.

RLMP16 RLMP15

Неподалёку от репера обильно произрастает белый (ну, почти белый) лишайник, который мы называли ягелем (хотя это не совсем он (UPD: таки он, он)). Его тоже можно есть, варёным, а ещё он убивает микроорганизмы

RLPM15

чем мы и пользовались вовсю на следующий день. Лишайник этот от земли отделяется легко и сразу пучками, так что собирать его одно удовольствие.

Наконец наша группа вышла к урочищу «Стражи», названному в честь проживавших здесь когда-то давно лесников — стражей леса. Ещё сохранились какие-то постройки, которые можно было бы использовать для ночёвки, если бы пошёл слишком сильный дождь.

Но наши руководители указали на место чуть поодаль, в лесу, где было более хардкорно. Там мы и сложили вещи на землю, и, вооружившись кто чем (привет, Настя), прослушали короткую вводную насчёт строительства убежищ и правильных костров для обогрева.

Вечер

Итак, поставлена задача: добыть дров и построить убежище для ночёвки, учитывая возможность дождя ночью. Для эстетов был вариант уйти ночевать и вовсе на базу, в хату, но я этот вариант отмёл — зачем же ж ехал, собственно… Мы разделись на небольшие группы, я сформировал отряд с выживальщиком Вадимом, с которым разговорился ещё в маршрутке по пути в Отрохи. Короткий осенний вечер прошёл в поисках и добыче материала для убежища и дров для костра. Взятая с собой полиэтиленовая плёнка пошла на крышу шалаша и на подстилку: лапник был очень мокрый, и лежать прямо на нём было чревато. Не было бы плёнки — в принципе не беда, можно высушить над костром, но заняло бы это хороших пару часов времени, так что плёнка друг выживальщика. И каремат тоже :) В общем, часа за полтора поисков, мук выбора, рубки (спасибо, Настя), пиления (у Вадима оказалась с собой складная цепная пила) таскания и строительства у меня вышел вот такой дворец:

RLPM16

Вадик в это время ещё находился в процессе строительства:

RLPM17

К этому времени стемнело уже окончательно, а на центральной точке лагеря выживальщиков развели костёр для варки пищи и генерации углей.

RLPM_ugl

Угли были нужны для грамотного розжига нодьи, но я для своего костра не нашёл достаточно толстых брёвен, а из тех, что смог найти, решил делать костёр в три бревна, а не классическую нодью из двух. Так что и разжигать я его принялся сам, по хардкору, без помощи дополнительного углевого костра, чтобы не терять время. Сначала сложил маленький шалашик посередине брёвен, с определённым трудом (слава богу, выезжал же специально тренироваться это делать) развёл огонь, ну и дело пошло.

RLPM18

Через некоторое время огонь удалось растащить на всю длину брёвен, и тогда сверху мы бросили третье. Было около 7 вечера, и опытные туристы-выживальщики, они же организаторы поездки, накормили нас вкусным кулешом с мясом (збс после сосновых почек и молодила, взаправду збс) и напоили чаем, после чего часть экстремалов осталась посидеть-поквасить у костра, а часть сразу расползлась обустраиваться дальше. Я, закономерно, выбрал второй вариант, и заранее предугадывая, что сна ночью будет немного, лёг спать в 8. Так и вышло, уже через полчаса мне не понравилось, как на меня светит своим ИК-излучением костёр, и я встал и поправил. Потом лёг спиной к костру (спина мёрзнет всегда больше, потому что как ни сворачивайся, спину не прикроешь ничем, а живот — пожалуйста, и руками и ногами), на бок (чтобы уменьшить площадь контакта с потенциально холодной землёй) и немного завернулся в плёнку (из недостроенного края убежища диавольски сквозило в башку). Под плёнкой оказалась голова и верхняя часть туловища, и через пару минут я смог надышать приемлемый микроклимат. Сзади же проблем не было: там вовсю жарил костёр.

RLPM19

Извините за качество, ну как вышло :) Пояснение: внизу лежу я, сзади горит костёр.

Дров мы запасли, как нам казалось, вполне достаточно: три стартовых бревна и ещё три дополнительных, поменьше. Организаторы не поленились притащить бензопилу, чтобы не тратить время на раскряжывание деревьев: в условиях реальной жести это можно сделать и топором, и даже просто пережигая толстые брёвная маленькими костерками, но смысл затеи был не в трате времени :) так что бензопила помогла быстро накроить брёвен на всех.

Ночь

Ночь была интересной. С 8 до примерно полуночи я то проваливался ненадолго в сны, связанные с тем же лесом, костром и выживанием, то приходил в себя от холода или неудобного положения (а удобного положения на куче веток сыскать и не выходило), вставал и подкидывал в свою половину костра каких-то дров. Пару раз эти мелкие дрова заканчивались, и, памятуя, что впереди ещё вся ночь, я отправлялся на поиски дров в ночной лес. В лесу раздавался топор дровосека, после чего я дотаскивал мокрые склизкие сучья до огня, они нещадно дымили, но я плевал на это и укладывался назад, потому что очень хотелось спать.

За несколько таких итераций труда и отдыха незаметно подошла полночь, и тогда я проснулся от того, что в соседнем убежище, метров за 50 от нашего, кто-то играл на гармони. Ебать. Я сначала не поверил, подумал что продолжаю спать, но нет: играли на вполне узнаваемой гармошке вполне узнаваемую мелодию из «бригады»… Что ж, гармонь обеспечила нескучное существование ещё на часик. Потом я то ли заснул, то ли музыкант устал…

Последнее бревно из запасённых нами с вечера я бросил в огонь часа в 4 утра. В общем, строго правильной ночёвки не получилось: таки брёвна были слишком тонкие, да и я немного ссыканул и развёл обогревательный костёр слишком далеко от шалаша, почти в полутора метрах от лежанки. Боялся, понимаете ли, ночью сгореть к чертям :) Боялся, в общем-то, зря: костёр в три бревна греет не чрезмерно и углями не очень стреляет. Хотя каремат к утру заимел три внушительные дырки, на мне следов не осталось никаких, кроме того, что здорово обсыпало пеплом. Всю ночь ветер (ну не ветер даже а так, слабенькое движение воздуха) был в нашу сторону, соответственно, и дым, и пепел, и искры летели туда же.

Главный вывод — я таки остался жив! Ну, собственно, откровенно сдохнуть я и не боялся, но ведь даже не простудился, чего как раз опасался. Если бы дрова были чуть лучше и чуть больше, то не страшен был бы и небольшой дождь — шалаш вышел как раз таки неплохой, а ближе к утру от жара костра земля вокруг нас и постилка из лапника подо мной высохла окончательно. Запасную одежду, взятую с собой, я так и не использовал.

RLPM20

Палатка и спальник оказались и вправду необязательными, если есть достаточно дров и топор (спасибо, Настя), а ещё лучше — и кусок плёнки, можно вполне комфортно перебомжевать ночку даже с температурой в +3. В это я убедился сам, а, говорят, то же работает и до хороших минусов, только масштаб костра растёт.

О следующем дне приключения (валка леса, чай из болота, лоси) — в следующей записи.